Главная / Новости / С.В.Лавров на Международной конференции высокого уровня по Афганистану «Мирные процессы, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие»

С.В.Лавров на Международной конференции высокого уровня по Афганистану «Мирные процессы, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие»

Вопрос: Не кажется ли Вам, что без принципиального налаживания отношений между Россией, ЕС и США невозможно эффективное сотрудничество по Афганистану?

С.В.Лавров: Мы слышим много оценок, которые идут в этом направлении от наших партнеров. Мы сами всегда выступали за то, чтобы ключевые международные игроки, а к ним точно относятся Российская Федерация, Евросоюз, США, а также Китай, Индия, страны Латиноамериканского региона, Африканского региона, также должны быть представлены. Едва ли без этого можно всерьез заниматься глобальной проблемой, а Афганистан стал поистине глобальной проблемой, учитывая на порядок, а может и на полтора порядка возросший наркотрафик за последние 12-13 лет, и, конечно, учитывая сохраняющуюся террористическую угрозу, включая попытки ИГИЛ, после провала проекта «халифата» в Ираке и Сирии, окопаться в Афганистане, причем именно на севере Афганистана, вплотную к границам наших центральноазиатских союзников, угрожая и им, и, соответственно, Российской Федерации.

Пока, к сожалению, наши предложения о том, чтобы начать серьезный разговор по Афганистану, в частности, с США, не оказались восприняты в Вашингтоне. Напомню, что конференция, которая сегодня состоялась в Ташкенте – инициатива Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева, которую активно поддержал Президент России В.В.Путин. Состав участников включает в себя всех соседей Афганистана, такие страны, как Российская Федерация, Китай, Индия, Иран, страны Центральной Азии, без которых очень трудно всерьез обсуждать пути преодоления нынешнего афганского кризиса, а также многие европейские страны, Японию, страны Персидского залива. Мы приветствуем участие тех, кто хотел бы, не будучи напрямую вовлечен в усилия по преодолению кризиса, помочь создать необходимую атмосферу, мобилизовать содействие, в том числе экономическое и финансовое, для восстановления Афганистана.

Также понятно, что непосредственный «торг» уместен, наверное, в любом политическом кризисе. В данном случае речь идет о необходимости создать условия для прямого диалога между Правительством Афганистана и Движением талибов, в пользу чего, кстати, на сегодняшней конференции высказался Президент Афганистана А.Гани. Для того, чтобы предметно этим заниматься, можно и нужно использовать те политические импульсы, которые дает конференция наподобие той, что сегодня состоялась в Ташкенте, но должен быть более деловой состав участников для того, чтобы эти импульсы переводить на язык практических решений. Таковым форматом является «московский формат», с участием всех соседей Афганистана, самого Афганистана, России, США, Индии и Китая. К сожалению, США от этого формата решили почему-то отказываться. По нашей оценке – по чисто политизированным причинам, связанным с тем, что формат инициирован Российской Федерацией. Мы не гонимся за неким ложно понятым престижем, какими-то зримыми яркими достижениями на международной арене. Все, что мы делаем в Афганистане нацелено на то, чтобы эта страна была мирной, спокойной, процветающей, чтобы оттуда не исходили ни террористические, ни наркотические, ни какие другие угрозы.

В наших национальных интересах добиться в Афганистане урегулирования. Некоторые другие внешние игроки видят в афганских делах возможность еще раз подтвердить свое влияние в том или ином регионе мира. Как показывает практика, им кажется, что влияние легче оказывать на ситуацию, которая не успокоилась, а остается «бурлящей», постоянно деградирующей, развивающейся волнами – то вверх, то вниз, то вперед, то назад.

Сказав все это, я еще раз отвечу на Ваш вопрос, что мы за то, чтобы Россия, США по афганским делам вместе с Правительством Афганистана, используя потенциал других игроков, которые могут оказать воздействие на афганские стороны, помогали Правительству Афганистана и талибам, как ведущей оппозиционной силе, сесть за стол переговоров и начать решать свои проблемы напрямую, а не играя на противоречиях внешних игроков.

Вопрос: Перед конференцией МИД России опубликовал комментарий, в котором заявил, что Россия обеспокоена ростом террористической активности Движением талибов. Означает ли это, что пока идея переговоров с талибами без предварительных условий излишне оптимистична?

С.В.Лавров: Эту идею выдвинул, и в очередной раз подтвердил сегодня Президент Афганистана А.Гани, который прямо сказал, что афганская сторона «за» переговоры с талибами без предварительных условий.

Напомню, что в Совете Безопасности ООН раньше принимались решения, которые никто не отменял, с призывом к талибам сесть за стол переговоров на основе признания конституции Афганистана, отказа от контактов с террористами и попыток решить афганскую проблему силовым путем. Я думаю, что если талибы сядут за стол переговоров, то это автоматически будет означать, что они готовы следовать именно этому курсу.

Что касается их вовлеченности в террористическую деятельность – она сохраняется. Совсем недавно, буквально на днях, они подорвали линию электропередач, оставили на двое суток без электричества значительную часть Афганистана. Конечно, в этом контексте важно успокоить ситуацию для того, чтобы заниматься афганской экономикой. Чтобы вместо попыток диверсий, которые лишь отпугивают инвесторов, мы видели диалог и совместную созидательную работу, что поможет и экономическим операторам из других стран начать вкладываться в Афганистан, не опасаясь за свои инвестиции.

Вопрос: Когда и как мы ответим США и странам Западной Европы за высылку российских дипломатов?

С.В.Лавров: На этот вопрос уже есть комментарий Пресс-секретаря Президента России Д.С.Пескова и Министерства иностранных дел России. Ответим, не сомневайтесь. Потому что такое хамство сносить, конечно, никому не хочется, и мы этого делать не будем.

Вопрос: Что Вы можете сказать о тех выводах, которые можно сделать по географии тех стран, которые приняли такое решение? Конкретно по цифрам. Что означает решение выслать, например, одного дипломата?

С.В.Лавров: Во-первых, наверное, напрашивающийся вывод заключается в том, что мы были правы, когда несколько раз подчеркивали, как мало остается самостоятельных стран в современном мире и современной Европе. Во-вторых, конечно же, когда из той или иной страны просят выехать одного или двух дипломатов, шепча нам на ухо извинения, – мы знаем доподлинно, что это результат колоссального давления и шантажа, который, к сожалению, сейчас является главным инструментом Вашингтона на международной арене. Будь то эта ситуация или палестинская проблема, когда напрямую заявляется, что США не будут давать деньги Палестине, пока они не согласятся на ту идею, которые пока еще не сформулировали. То есть «покупайте втемную», так же как покупаете «втемную» заявления Премьер-министра Великобритании Т.Мэй в ситуации, когда эти заявления просто оскорбляют систему англо-саксонского и британского правосудия.

Ну и конечно, наверное, это еще отражает стремление правящих элит не прислушиваться к голосу народа. Мне сегодня показали материалы немецкой газеты «Ди Вельт», в которой они проводили опрос населения, интересуясь, надо ли вводить новые санкции против России. Больше 80% ответили отрицательно. Так что механизмы прямой демократии также нужно почаще использовать.

Поделитесь ссылкой

Министр иностранных дел Российской Федерации с 2004 года по настоящее время.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *